Доступные файлы

Файлы не загружены.

Минздрав утвердил памятку!

  Минздрав утвердил Памятку для граждан о гарантиях бесплатного оказания медицинской помощи. В этой Памятке Минздрав РФ разъясняет о том, какие виды медицинской помощи оказываются бесплатно, каковы предельные сроки ожидания медицинской помощи, какие услуги не подлежат оплате за счёт личных средств граждан, куда обращаться по возникающим вопросам при нарушении права на бесплатную медицинскую помощь. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

  Минздрав напоминает, что бесплатная медицинская помощь оказывается в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которая утверждена Постановлением Правительства от 8 декабря 2017 года №1492. Данная Программа утверждена на 2018, а также плановые 2019 и 2020 годы. Источником финансирования программы является система обязательного медицинского страхования и бюджетные средства.

Здесь устанавливается:

-перечень видов, форм и условий бесплатной медицинской помощи,

-перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно,

-категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно,

-средние нормативы объёма медицинской помощи,

-средние нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи,

-средние подушевые нормативы финансирования,

-порядок и структура формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты,

  На основе этой Программы разрабатываются и утверждаются территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в каждом субъекте РФ.

Какая медицинская помощь оказывается бесплатно? 

5 видов медпомощи, которые оказываются бесплатно:

 1.Первичная медико-санитарная помощь, куда включены:

-доврачебная помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием в амбулаторных условиях, в условиях дневного стационара;

-врачебная помощь, которая оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами);

-первичная специализированная медицинская помощь, которая оказывается врачами-специалистами.

  2.Специализированная медицинская помощь, которая оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами. Сюда включены:

- профилактика,диагностика и лечение заболеваний и состояний, в том числе в период беременности, родов и послеродовой период, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий;

  3.Высокотехнологичная медицинская помощь.

- Здесь применяются новые сложные и уникальные методы лечения, а также ресурсоемкие методы лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточные технологии, роботизированная техника.
  4.Скорая медицинская помощь. Она оказывается государственными и муниципальными медицинскими организациями при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. При необходимости осуществляется медицинская эвакуация;

  5.Паллиативная медицинская помощь. Данная помощь предоставляется в амбулаторных и стационарных условиях.

  Что конкретно проводится бесплатно в рамках данных видов медпомощи?

Минздрав указывает, что Программа госгарантий предполагает бесплатное оказание следующих медуслуг и процедур:

    1.Бесплатная медицинская реабилитация;

    2.Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО);

    3.Различные виды диализа;

    4.Бесплатная химиотерапия при злокачественных заболеваниях;

    5.Профилактические мероприятия. Сюда входят профилактические медосмотры, в том числе детей, работающих и неработающих граждан, обучающихся в образовательных организациях по очной форме, в связи с занятиями физической культурой и спортом, а также диспансеризация, в том числе пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновлённых (удочерённых), принятых под опеку (попечительство) в приёмную или патронатную семью.

Бесплатная диспансеризация и диспансерное наблюдение

  Граждане проходят диспансеризацию бесплатно в медицинской организации, в которой они получают первичную медико-санитарную помощь. Большинство мероприятий в рамках диспансеризации проводятся 1 раз в 3 года за исключением маммографии для женщин в возрасте от 51 до 69 лет и исследования кала на скрытую кровь для граждан от 49 до 73 лет, которые проводятся 1 раз в 2 года;

  Также бесплатно производится диспансерное наблюдение граждан, которые страдают социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, а хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями.

Бесплатная пренатальная и неонатальная диагностика и скрининги

Минздрав напоминает, что Программа гарантирует проведение

    1.пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка у беременных женщин,

    2.неонатального скрининга на 5 наследственных и врожденных заболеваний у новорожденных детей,

    3.аудиологического скрининга у новорожденных детей и детей первого года жизни



 За какие медуслуги и лекарства платить не нужно?

Минздрав в своей Памятке указывает на перечень медуслуг и лекарств, за которые платить не нужно.

Бесплатно назначаются лекарства, включённые в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям. Бесплатно назначаются и применяются медицинские изделия, компоненты крови, лечебное питание, в том числе специализированные продукты лечебного питания по медицинским показаниям.

Бесплатное размещение в палатах

Также не нужно платить за размещение в маломестных палатах (боксах) пациентов по медицинским и (или) эпидемиологическим показаниям. Бесплатно размещаются дети в возрасте до четырёх лет, включая предоставление спального места и питания, при совместном нахождении одного из родителей, иного члена семьи или иного законного представителя в медицинской организации, а для ребёнка старше указанного возраста - при наличии медицинских показаний.

Бесплатная транспортировка пациента.

Не нужно платить за транспортные услуги при сопровождении медицинским работником пациента, находящегося на лечении в стационарных условиях, в случае необходимости проведения ему диагностических исследований при отсутствии возможности их проведения медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь.

Платные медицинские услуги.

Минздрав разъясняет, что граждане имеют право на получение платных медицинских и немедицинских услуг, но сугубо по желанию самого пациента. При этом Министерство здравоохранения РФ перечисляет условия, при которых медицинская организация (работающая в рамках Программы и территориальной программы) имеет право оказывать платные медицинские услуги.

Платно оказывается медицинская помощь в следующих случаях:
    1.Эта услуга или условие её бесплатного предоставления отсутствует в Программе. При этом гражданин должен ознакомиться с документом под названием «Порядок и условия бесплатного оказания гражданам медицинской помощи», который является разделом Программы и территориальной программы госгараний.
    2.Анонимное получение медицинской услуги, где оно не предусмотрено законодательством РФ.
    3.Если медпомощь оказывается иностранному гражданину либо лицу без гражданства, которые не имеют полиса ОМС. Также платно оказываются услуги гражданам России, которые не проживают на территории России постоянно и не имеют полиса ОМС.
    4.При самостоятельном обращении за получением медуслуг.

Случаи, когда бесплатно оказывается медпомощь при самостоятельном обращении за медуслугами
Медуслуги оказываются бесплатно при самостоятельном обращении в следующих случаях:

    1.самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, выбранную им не чаще одного раза в год (за исключением изменения места жительства или места пребывания);
    2.оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной форме при самостоятельном обращении гражданина в медицинскую организацию;
    3.направления на предоставление медицинских услуг врачом-терапевтом участковым, врачом-педиатром участковым, врачом общей практики (семейным врачом), врачом-специалистом, фельдшером, а также оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи по направлению лечащего врача;
    4.иных случаев, предусмотренных законодательством в сфере охраны здоровья.

Куда нужно обращаться, если право на получение бесплатной медпомощи ущемлено?

С вопросами о бесплатном оказании медпомощи, а также в случаях конфликта, нарушения прав на получение медицинской помощи, взимания платы за оказанные медуслуги следует обращаться:

    В администрацию медицинской организации - к заведующему отделением, руководителю медицинской организации;
    В офис страховой медицинской организации, включая страхового представителя, - очно или по телефону, номер которого указан в страховом полисе;
    В территориальный орган управления здравоохранением и территориальный орган Росздравнадзора, территориальный фонд обязательного медицинского страхования;
    В общественные советы (организации) по защите прав пациентов при органе государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья и при территориальном органе Росздравнадзора;
    В профессиональные некоммерческие медицинские и пациентские организации;
    В федеральные органы власти и организации, включая Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Росздравнадзор и пр.

Обращение к страховому представителю

Страховой представитель - это сотрудник страховой медицинской организации, прошедший специальное обучение, представляющий Ваши интересы и обеспечивающий Ваше индивидуальное сопровождение при оказании медицинской помощи, предусмотренной законодательством.


Страховой представитель:

    -предоставляет Вам справочно-консультативную информацию, в том числе о праве выбора (замены) и порядке выбора (замены) страховой медицинской организации, медицинской организации и врача, а также о порядке получения полиса обязательного медицинского страхования;
   -информирует Вас о необходимости прохождения диспансеризации и опрашивает по результатам ее прохождения;
    -консультирует Вас по вопросам оказания медицинской помощи;
    -сообщает об условиях оказания медицинской помощи и наличии свободных мест для госпитализации в плановом порядке;
    -помогает Вам подобрать медицинскую организацию, в том числе оказывающую специализированную медицинскую помощь;
    -контролирует прохождение Вами диспансеризации;
    -организует рассмотрение жалоб застрахованных граждан на качество и доступность оказания медицинской помощи.

Коме того, Вы можете обращаться в офис страховой медицинской организации к страховому представителю при:

    -отказе в записи на прием к врачу - специалисту при наличии направления лечащего врача;
    -нарушении предельных сроков ожидания медицинской помощи в плановой, неотложной и экстренной формах;
    -отказе в бесплатном предоставлении лекарственных препаратов, медицинских изделий, лечебного питания - всего того, что предусмотрено Программой;
    -ситуации, когда Вам предложено оплатить те медицинские услуги, которые по медицинским показаниям назначил Ваш лечащий врач. Если Вы уже заплатили за медицинские услуги, обязательно сохраните кассовый чек, товарные чеки и обратитесь в страховую медицинскую организацию, где вам помогут установить правомерность взимания денежных средств, а при неправомерности - организовать их возмещение;
    -иных случаях, когда Вы считаете, что Ваши права нарушаются.